29c42f24     

Ройфе Александр - Из Тени В Свет Перелетая



Александр РОЙФЕ
ИЗ ТЕНИ В СВЕТ ПЕРЕЛЕТАЯ...
Один из главных признаков настоящего искусства - его неожиданность. Когда
мы сталкиваемся с чем-то подлинным, мы почти никогда не можем ответить на
вопрос "С чего вдруг?". С чего вдруг Франсуа Рабле решил сочинить толстую
книгу о житье-бытье каких-то странных великанов? С чего вдруг Джонатан Свифт
отправил своего персонажа к разумным лошадям и на летающий остров? С чего
вдруг Герберт Уэллс перенесся мыслью в отдаленное будущее?..
Роман томского фантаста Юлия Буркина "Цветы на нашем пепле" (издательство
"АСТ") стал именно такой неожиданностью в отечественной НФ. И опять-таки - с
чего вдруг? Ну, с какой стати писателю пришло в голову поведать нам об
удивительных людях-бабочках, их страстях и заботах, зарождении и частичном
крушении их цивилизации? Когда встречаешь на прилавке очередной галактический
боевик с типовым названием ("Месть звездного императора" или "Пираты с
Альтаира"), все понятно: автор решил развлечься, а заодно и подзаработать.
Если речь идет о социальном прогнозировании, это тоже объяснимо: по давней
российской традиции написание такого произведения есть не только литературный,
но и гражданский поступок. Но книга, в которой действуют эфирные существа,
появившиеся на Земле уже после самоуничтожения людского племени? Какое нам до
них дело?!
Тем не менее - против всяких ожиданий - роман Буркина захватывает едва ли
не с первой страницы. Его невероятным героям (людей-бабочек вывели
искусственно, чтобы было кому передать эстафету разума) сочувствуешь. История
любви самочки-феминистки Ливьен и самца-дикаря Рамбая поражает точностью
психологического анализа. Трагедия "думателя" Лабастьера (так называли
личинок-переростков, отличавшихся высочайшим интеллектом и способностью к
телепатии) трогает за душу. Не забудем и о войнах между различными видами
бабочек - маака и махаонами, ураниями и приамами; их натуралистичное описание
возвращает нас из мира вымышленного в мир реальный. Самое удивительное, что
"Цветы на нашем пепле" вполне укладываются в традицию социальной фантастики,
осененную в России именем братьев Стругацких. В романе три части, и каждая из
них - это определенный этап в развитии цивилизации бабочек, определенная
модель общественного устройства. Сперва мы наблюдаем период "феодальной
раздробленности": недалеко ушедшие от варварства урании, повинующиеся жрецам
махаоны и "технократы" маака стараются по возможности уничтожить друг друга.
Затем начинается эпоха абсолютизма: сын Ливьен и Рамбая, приобщившийся
благодаря Лабастьеру к знаниям древних, огнем и мечом заставляет племена
признать его власть. С этого момента на Земле воцаряется относительное
благоденствие, но... Слишком высоко над своими подданными стоял монарх,
слишком легко он жертвовал жизнями бабочек во имя амбициозных планов. И
однажды его собственный отпрыск поднялся против отца. Не имея возможности
победить в открытом столкновении, он захватил экспериментальный космический
корабль, перелетел на другую планету и основал там колонию, обитателям которой
было предложено во всех ситуациях поступать согласно представлениям о
рыцарской чести. Как ни странно, усилия новоявленного короля Артура не пропали
даром...
Конечно, вряд ли Юлий Буркин планировал доказать читателям преимущества
"аристократической утопии". Вероятно, все в этой книжке сделано наугад, по
наитию, которое и есть "высшая математика" творчества. А ведь до выхода
"Цветов на нашем пепле" автор, честно говоря, не б



Содержание раздела